В Берлине состоялась встреча премьер-министра Республики Армения Никола Пашиняна и канцлера Федеративной Республики Германия Олафа Шольца. Сначала состоялась беседа лидеров двух государств тет-а-тет, после чего стороны выступили с заявлениями для представителей СМИ по итогам переговоров и ответили на вопросы журналистов.
Вопрос (Общественное телевидение Армении): Адресую свой вопрос господину канцлеру. Уже 81 день Азербайджан блокирует единственную дорогу, связывающую Нагорный Карабах с миром - Лачинский коридор, нарушив основные права проживающих там людей, а также создав гуманитарный кризис. Как отметил господин премьер-министр, 22 февраля Гаагский суд принял решение, обязывающее Азербайджан обеспечить свободное передвижение людей и товаров по Лачинскому коридору. Это решение подлежит обязательному выполнению с точки зрения международного права, но Азербайджан по-прежнему держит Лачинский коридор закрытым. Как Вы оцениваете игнорирование Азербайджаном этого решения Международного суда ООН?
Канцлер ФРГ Олаф Шольц: Спасибо за вопрос, Вы подробно изложили тревожный характер ситуации. Мы уже говорили в нашей дискуссии. Я хочу повторить то, что ясно сказал в начале: мы поддерживаем право на самоопределение, а также принцип территориальной целостности, и в целом нам необходимо укреплять безопасность в регионе. Мы подробно говорили об этом вопросе. Я рад, что председатель Европейского совета Шарль Мишель участвует и выступает посредником. Мы также прилагаем свои усилия и играем свою роль. Лидерство действительно сложно, очень важно, и я очень ценю лидерство моего коллеги, оно действительно впечатляет в этой сложной ситуации.
Вопрос: Господин федеральный канцлер, хочу спросить по поводу обхода антироссийских санкций. Торговля с Европейским союзом уменьшилась, но с Арменией увеличилась, и в прошлом месяце мы узнали от министра экономики, что санкции обходят через третьи страны. Может и Армения входит в число этих стран? Как Вы думаете, это должно быть рассмотрено?
Господин Пашинян, хочу отметить, что исследования показывают, что действия третьих стран по обходу санкций участились. Что Вы делаете, чтобы преодолеть шаги обхода?
Канцлер ФРГ Олаф Шольц: Спасибо за этот вопрос. Мы об этом тоже говорили, это тоже часть наших отношений. Мы надеемся, что эти принципы соблюдаются.
Премьер-министр Никол Пашинян: Спасибо за вопрос. Мы, как демократическая страна, и как страна, для которой очень важна прозрачность, заявляли и заявляем всем нашим западным партнерам, что готовы быть и являемся прозрачными и в этом вопросе. Да, цифры меняются, цифры меняются во всем мире, потому что меняются логистические цепочки, меняются отношения. И я хочу сказать, что увеличился не только импорт из Европейского союза в Армению, но и экспорт из Армении в страны Европейского союза, и это тоже потому, что мы заинтересованы в установлении отношений с Европейским союзом.
Что касается разговоров, связанных с обходом санкций, я должен подчеркнуть, что это не более чем разговоры. Действительность же ровно обратная, и я приведу вам пример: весной прошлого года западный собственник забрал из Армении в свое распоряжение используемый одной из российских авиакомпаний самолет. Это, думаю, самый прямой и ясный пример, которым мы показали, что при уважении всех наших отношений, всех наших партнеров, законность действий и деятельности для нас имеет принципиальное значение. И я не думаю, что с учетом этого примера Армению можно обвинить в теневых действиях. С другой стороны, мы должны внимательно следить за событиями, чтобы помочь частному сектору работать так, чтобы не портить наши отношения с кем-либо из наших партнеров.
Вопрос: После размещения в Армении наблюдателей ЕС было заявлено, что необходимо новое соглашение между Арменией и Евросоюзом, которое будет включать и компонент безопасности, потому что оно уже не соответствует тому уровню отношений, который существует между Арменией и Европейским союзом сегодня. Я хочу узнать, есть ли такие вопросы в повестке дня в этом направлении, и можно ли ожидать в ближайшее время увеличения числа наблюдателей от ЕС?
Канцлер ФРГ Олаф Шольц: Я очень горжусь всей этой миссией в целом, прежде всего, это большой вклад, будем развивать эту миссию и посмотрим.
Премьер-министр Никол Пашинян: Я уже сказал, что эта тема была одним из вопросов нашего обсуждения. Мы очень рады и благодарны за принятое решение. Так как Вы упомянули соглашение, то сейчас присутствие миссии наблюдателей ЕС регулируется взаимными официальными письмами, но у нас есть также договоренность о том, что соглашение, регулирующее это присутствие и миссию, должно быть обсуждено, согласовано и подписано. И я думаю, что, возможно, мы подпишем документ, регламентирующий присутствие мониторинговой миссии, в ближайшее время, когда мы проведем переговоры и придем к общему согласию по формулировкам уже достигнутых договоренностей.
Вопрос: Господин премьер-министр, Ваша страна на прошлой неделе воздержалась при голосовании по резолюции по Украине. Почему вы не желаете полностью осудить наступательную войну России?
Господин канцлер, Вы едете в США, Вы также можете поговорить, встретиться с Байденом. Господин Мерц обвиняет Вас в тайной деятельности, и будете ли обсуждать вопросы военной промышленности и в США?
Премьер-министр Никол Пашинян: Наше государство делает все, чтобы проявить и зарекомендовать себя на международных площадках в качестве ответственного члена международного сообщества. Мы, думаю, предпринимаем и предприняли очень видимые шаги в этом направлении, и эта наша принципиальная позиция будет сохраняться и впредь.
Канцлер ФРГ Олаф Шольц: Спасибо за вопрос. Это результат качества нашего Трансатлантического сотрудничества. Мы говорим об отношениях и канцлера Германии, и президента США. Мы часто общаемся друг с другом, обмениваемся идеями, в том числе по телефону, посредством видеоконференцсвязи. Мы также хотим поговорить напрямую вместе, и это нормально. То же самое мы делаем и со странами Европы, и я рад, что эта совместная периодическая работа соответствует качеству наших отношений. Многое усложнилось. Как сказал президент ФРГ, кажется, мир сбился с курса. Очень важно, чтобы тесно сотрудничающие друзья и коллеги постоянно разговаривали друг с другом. В этом нет ничего особенного, но я должен говорить прямо и очень рад.