Президент Азербайджана заявил, что если смотреть на карты царских времён, то озера Севан там нет, есть какое-то другое название. «Теперь, если я скажу, что президент Азербайджана не утверждал, будто Севан называется “Гёкча”, а сказал, что на картах Царской России нет озера Севан, а есть Гёкча, то возникает сложность: вместо того чтобы отвечать на вопрос, мне сначала нужно пояснить, что именно сказал президент Азербайджана. Но на самом деле я дал комментарий, потому что если смотреть на карты царских времён — давайте посмотрим. Я упомянул Кировабад и Кировакан, но не сказал Елизаветполь и Александрополь. То есть нам нужно сделать выбор», — сказал премьер-министр Никол Пашинян на форуме «Орбели-2025», комментируя заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева.
«Что касается темы возвращения, то понятие “историческая родина” — это очень опасная вещь, особенно в контексте логики мира. С какого времени начинается историческая родина? Можно ли считать 70-е годы до нашей эры отправной точкой исторической родины? Сначала нужно уточнить это. Я снова повторю: мы читали эту историю, и, по моей оценке, уже создали новую историю — история последних двух лет тоже история, новая история. Я считаю, что мы должны продолжать её создание. Мы должны уметь отличать прошлое от будущего. Будущее — это сегодня, и будущее — это даже 2024 год. Мы уже два года живём в будущем. Мы продолжим жить в будущем, которое есть настоящее, и это наша стратегия», — заявил Пашинян.
Он отметил, что нет ни одного представителя Армении или Азербайджана, который изначально был бы свободен от логики «исторической родины»:
«Мы все были внутри этой логики, потому что являемся носителями социокультурной психологии наших народов. Мы — дети и потребители своей истории. Но мы должны задать вопрос: способны ли мы взять на себя политическое лидерство? Мы уже ответили на этот вопрос и не откажемся от этого ответа — это наша стратегия. Если кто-то собирается от неё отказаться или уже отказался — пусть скажет прямо. Намёки не нужны, они не работают, потому что не имеют легитимности. Легитимность исходит из подписанных документов. Поэтому, например, когда я вижу, что в Армении по каким-то внутриполитическим или культурным причинам активизируется этот дискурс, я знаю, что через один, два, три дня или часа из Азербайджана придут зеркальные заявления, затем — зеркальная реакция из Армении, пока в соцсетях не произойдёт какое-то непредсказуемое событие — например, концерт Дженнифер Лопес, успех или неудача футбольной сборной, — и все забудут о “исторической родине”, пока противоположная сторона снова не напомнит об этом», — сказал Никол Пашинян.