Когда в Армении произошла демократическая революция и к власти пришла наша нынешняя правящая партия, мы почти сразу же объявили, что собираемся внести изменения в нашу Конституцию. И теперь, как я понимаю, это будет не просто поправка к действующей Конституции, а новая Конституция. Действующий комитет, который занимается поправками к конституции, обсуждает правовые механизмы, и, как мне известно, мандат комитета истекает в 2026 году. В том же году у нас состоятся парламентские выборы. Итак, с 2018 года мы настаиваем на необходимости принятия новой Конституции, и этот вопрос продолжает оставаться в нашей повестке дня. «Мы собираемся это реализовать», — заявил министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян в интервью турецким СМИ, отвечая на вопрос о том, будет ли внесение поправок в конституцию рассматриваться для подписания мирного соглашения с Азербайджаном или нет.
«Но связывать этот вопрос с нормализацией армяно-азербайджанских отношений неконструктивно». Возвращаясь к моим предыдущим комментариям, хочу подчеркнуть, что есть два пути. Первый — дождаться ответов на все возможные вопросы и только потом предпринимать действия. Во-вторых, действуйте сейчас, не дожидаясь, пока все решения появятся сразу. Я также говорил об этом во время панельной дискуссии, подчеркивая, что строить нужно постепенно, сначала закладывая первый камень, затем следующий и так далее. Я уверен, что в какой-то момент, оглядываясь назад, мы увидим, что построили прочный и устойчивый мост. Поэтому мы глубоко убеждены, что начинать нужно прямо сейчас.
По просьбе журналиста, отвечая на вопрос Европейской мониторинговой миссии, Мирзоян отметил, что мандат миссии в основном направлен на поддержку процесса нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном, а также обеспечение стабильности вдоль границы. И как только мирный договор будет подписан и вступит в силу, необходимость в такой миссии отпадет.
«Как только вдоль границы будет установлена стабильность, это будет означать, что мандат, миссия выполнены, и никаких дальнейших действий не потребуется». Однако, в целом, я думаю, что главная проблема в вас. Ни Конституция, ни Минская группа, ни что-либо еще. Проблема в том, что иногда у нас складывается ощущение, что Азербайджан просто не хочет строить мир с Арменией. «Я не могу сказать, на каких расчетах это основано, но нас действительно беспокоит, что они не хотят завершать урегулирование, не хотят завершать переговоры и подписывать мирное соглашение», — отметил Мирзоян.
Он подчеркнул, что есть и другие направления в процессе урегулирования. «Мы представили ряд предложений, направленных на восстановление коммуникации, укрепление взаимного доверия, включая взаимную проверку и контроль над вооружениями». Это были обоснованные и реалистичные предложения. Однако, к сожалению, мы не получили никаких конструктивных отзывов. Общее впечатление таково, что азербайджанская сторона просто не заинтересована в завершении процесса урегулирования и фактически не желает строить мир. Более того, мы периодически становимся свидетелями новых проявлений напряженности как в риторике руководства Азербайджана, так и в реальном развитии ситуации, что, к сожалению, может привести и к эскалации на местах.
Например, если вы посмотрите на общественное мнение Армении, то увидите, что значительная часть граждан Армении считает, что у Азербайджана есть дальнейшие планы по новому нападению на Армению, установлению контроля над некоторыми частями ее суверенных территорий и т. д. В этом смысле можно сказать, что ответ на ваш вопрос тоже есть. «Когда нам удастся выяснить истинные намерения Азербайджана, то, скорее всего, мы сможем найти ответы на вопросы», - заявил глава МИД РА.
Он отметил, что пока нет никаких новостей о дальнейших встречах, где и как планируется подписать мирное соглашение. «Они говорят, что их позиция такова: они не собираются обсуждать этот вопрос, пока не будет выполнено то или иное требование, сначала первое, потом второе, потом третье и так далее. «Такова реальность, но мы продолжаем с ними общаться», — сказал Арарат Мирзоян.